Where no varan has gone before
Последнее время существуют авторы фанарта, получающие деньги за свои работы. Чтобы не быть голословным - многие из художников-кукольников делают на заказ или на продажу кукол по известным изображениям или фильмам. Многие из прототипов уже не вписываются в Закон о Плагиате по временным рамкам. Как, например, Ричард III или Елизавета Английская. Но чаще всего берутся образы современных актеров или персонажей аниме. Как быть в таком случае?
Меня этот вопрос волнует в первую очередь потому, что я сейчас делаю несколько кукол по работам Миядзаки, которого очень уважаю. Естественно, индивидуальный скульптурный почерк, изменение некоторых пропорций, слегка измененные позы, текстурные особенности материалов и переход от двухмерного образа к трехмерному можно считать разработкой образа, а можно и не считать.
Я прекрасно отдаю себе отчет, что это фанарт, в паспортах кукол будет на это указание. В отношении цены я тоже не считаю возможным ставить больше, чем стоимость материалов и минимальная оплата трудового времени, поскольку это не мои образы и идеи. Мои авторские куклы, сделанные из тех же материалов и по тем же технологиям будут стоить существенно дороже.
С другой стороны, я видел массу хендмейда, кукол и игрушек, сделаных по образам Миядзаки, большинство из них продавалось. И на Дальнем Востоке и не только есть практика изготовления тиража кукольных голов по фотографиям актеров (без их разрешения).
Является ли такое использование образа плагиатом и где граница?
Или это? Плагиат или "цитата" постмодерниста?
Меня этот вопрос волнует в первую очередь потому, что я сейчас делаю несколько кукол по работам Миядзаки, которого очень уважаю. Естественно, индивидуальный скульптурный почерк, изменение некоторых пропорций, слегка измененные позы, текстурные особенности материалов и переход от двухмерного образа к трехмерному можно считать разработкой образа, а можно и не считать.
Я прекрасно отдаю себе отчет, что это фанарт, в паспортах кукол будет на это указание. В отношении цены я тоже не считаю возможным ставить больше, чем стоимость материалов и минимальная оплата трудового времени, поскольку это не мои образы и идеи. Мои авторские куклы, сделанные из тех же материалов и по тем же технологиям будут стоить существенно дороже.
С другой стороны, я видел массу хендмейда, кукол и игрушек, сделаных по образам Миядзаки, большинство из них продавалось. И на Дальнем Востоке и не только есть практика изготовления тиража кукольных голов по фотографиям актеров (без их разрешения).
Является ли такое использование образа плагиатом и где граница?
Или это? Плагиат или "цитата" постмодерниста?
а вот фанарт. Это сложная тема. очень сложная. Но допустим на японские образы и персонажи. я встречала 2 мнения. С одной стороны боло письмо японской девушки которая просила не брать фанартные работы с ее сайта или если брать то не давать на нее ссылки. и описывающее фанарт как уголовно наказуемое деяние. С другой куча авторов из японии которые рисуют и продают фанарт. Без! согласия авторов.
Для меня это вопрос, скорее, совести. Мотивация здесь не деньги, а желание сделать именно этих персонажей. Но их придется продать, чтобы отбить материал, увы.
Знаешь, я тоже какое-то время мучилась такими вопросами, т.к есть среди моих работ несколько, сделанных на основе или по мотивам чужих произведений (фотографий или иллюстраций). И некоторые из них проданы.
Решила для себя этот вопрос так - во-первых везде указываю, что работа сделана по мотивам или персонажи взяты оттуда-то и ссылка на оригинал. И письмо автору о том, что вот так и так, не против ли вы, что я хочу сделать(или уже сделала - тогда высылаю фото куклы) фанарт на вашу работу и в дальнейшем она будет участвовать в выставках и продаваться. В большинстве случаев авторам очень приятно, что их фанартят и не имеют ничего против.
Как-то так.
Зато теперь меня периодически просят сделать еще Тихиро или Поньо и расстраиваются, что я такой вредный и на них не хватило. А я фанарт воспринимаю, как переход к чему-то более серьезному, учебную попытку сделать похоже.